[Якоб Льежский; лат. Iacobus Leodinensis, предположительно также Iacobus de Montibus и Iacobus de Oudenaerde; нем. Jacobus von Lüttich; франц. Jacques de Liège; нидерланд. Jacobus van Luik] (70-80-е гг. XIII в., Монс (?) - между 1333 и 1343 (?), Льеж (?)), западноевроп., вероятно франко-фламанд., теоретик муз. искусства и литургического пения. Ж. Л. известен как автор наиболее объемного средневек. лат. трактата по теории музыки «Speculum musicae» (Зерцало музыки), состоящего из 7 глав; начальные буквы глав образуют акростих Iacobus (одно время трактат приписывался Иоанну де Мурису). Гипотеза о связи автора с Льежем была выдвинута Г. Бесселером (Besseler. 1925. S. 180), принята публикатором трактата Р. Брагаром (Speculum musicae. 1953-1977) и подтверждена М. Югло (Huglo. 1971. P. 429-432), отметившим, что определенная часть цитируемых в «Зерцале...» песнопений связана с литургическими традициями Льежа. Й. Смитс ван Васберге (Smits van Waesberghe. 1936-1939) отождествлял Ж. Л. с Иаковом из Ауденарде, льежским каноником, преподававшим в Парижском ун-те в 1313 г. Анонимный автор трактата из Беркли (1375; см.: Ellsworth. 1984) упоминает теоретика по имени Iacobus de Montibus, чьи сочинения близки по тематике к «Зерцалу...» Ж. Л.; обозначение de Montibus может считаться указанием на г. Монс в графстве Эно (Геннегау; совр. Бельгия). Эта гипотеза, ранее уже обсуждавшаяся в лит-ре, была поддержана изысканиями К. Десмонд (Desmond. 2000), нашедшей упоминания о Ж. Л. в документах ц. св. Павла в Льеже и уточнившей даты жизни Ж. Л.
Большинство авторов, писавших о «Зерцале...», предполагали, что трактат относится к позднему периоду жизни Ж. Л., отсюда происходит распространенная датировка текста ок. 1330 г. Десмонд датирует текст 20-30-ми гг. XIV в., считая (на основе ремарок автора и происхождения цитируемых им трактатов и муз. сочинений), что Ж. Л. начал работу в Париже и завершил в Льеже. «Зерцало...» - монументальный музыкально-теоретический компендиум, близкий по жанру к схоластической сумме и обобщающий достижения неск. поколений средневек. теоретиков музыки. Трактат сохранился в 3 рукописях и, вероятно, был известен преимущественно в университетской среде.
Трактат состоит из 2 частей: книги I-V посвящены умозрительной теории (musica speculativa); в книгах VI и VII речь идет о григорианском пении и многоголосии (cantus mensuratus) эпохи Ars antiqua.
Первая часть сочинена под влиянием Боэция и Исидора, еп. Гиспальского (Севильского); богословские аспекты трактата отражают знакомство Ж. Л. с произведениями как античных авторов (Аристотель) и отцов Церкви (блж. Августин), так и средневек. теологов (Бонавентура и др.). Среди основных достижений Ж. Л. в 1-й ч. «Зерцала...» - развитие учения Боэция о монохорде, согласование этого учения с совр. Ж. Л. муз. теорией, подробный теоретический анализ интервалов и категорий консонантности и диссонантности. В кн. I изложены вводные сведения, необходимые для изучения интервалов: способы рассмотрения мер и пропорций в дисциплинах квадривиума; различные традиц. классификации видов музыки; определения звука, тона, голосоведения, длительности; математические понятия: единица, число и часть числа, пропорции и их состав и свойства, числовые средства (арифметические, геометрические, гармонические) и их сочетания; гармония Пифагора (6 : 8 : 9 : 12). Кн. II посвящена рассмотрению интервалов в связи с монохордом. Здесь излагается классическое учение о консонансе и диссонансе, рассматриваются интервалы (в т. ч. составные - квинты, октавы, октавы и квинты, двойной октавы), их названия, деление и т. д. При анализе кварты Ж. Л. сравнивает 3 античных рода (диатонический, хроматический, энармонический) с 3 видами (species), описываемыми средневек. теоретиками. В заключение приводится полное деление монохорда. В кн. III дан числовой анализ пропорций и интервалов и деление последних в связи с пропорциями. Кн. IV посвящена разбору консонантных интервалов по ряду параметров (общее и различное, высота и глубина, строй, простая и составная природа, целое и части, интервалы, виды, совершенство и несовершенство, каденция и др.) с опорой на трактаты Боэция, Гвидо Аретинского, Иоанна Аффлигемского (Коттона), Иоанна де Гарландиа, Франко Кёльнского, Анонимов I (трактат Ж. Л.?) и II. В кн. V преимущественно на основе теорий Боэция и Гвидо рассматриваются 3 рода тетрахордов, их свойства, тетрахорды большой и малой совершенных систем, деление монохорда и различные описания его частей по 3 родам, к-рые сравниваются с 3 гексахордами.
На основные положения 2-й части трактата Ж. Л. повлияли сочинения Гвидо Аретинского и теоретиков его школы; теория многоголосия перекликается с трактатом Франко Кёльнского. Этот текст представляет собой попытку синтеза традиц., восходящей еще к античности теории и музыкально-певч. практики позднего средневековья. В книге VI Ж. Л. вновь пишет об использовании монохорда, однако здесь этот инструмент служит для иллюстрации певч. звукоряда в целом и его отдельных участков, представленных как тетрахорды (4 тона) и гексахорды (6 тонов). Ж. Л. подробно описывает свойства 8 модусов григорианского пения (см. статьи Глас, Осмогласие) и приводит тонарий, где песнопения классифицированы по модальной принадлежности. Описывая в книге VII многоголосное пение, Ж. Л. критикует певчих, исполняющих многоголосие, но не освоивших простого одноголосного пения. Подвергаются осуждению музыканты, использующие слишком сложные ритмические формы. Ж. Л. отдает предпочтение простому литургическому пению, основанному на чередовании долгих и кратких длительностей. Исключительную ценность представляет описание различных жанров многоголосия, включающее как литургические, так и паралитургические жанры.
К наследию Ж. Л. относят также 3 сочинения меньшего объема: «Трактат о музыкальных консонансах», «Трактат об интонировании [церковных] тонов» и «Музыкальный компендиум». Предполагается, что эти трактаты были написаны в ранний период творчества Ж. Л.